Антифризы глицериновые. Первая охлаждающая жидкость – антифриз была изготовлена на основе глицерина – трёх атомного спирта. Такие охлаждающие жидкости в смеси воды и глицерина 35:65 имели температуру замерзания – 40 °С (добиться более низкой температуры замерзания чем минус 40 °С от глицерина не возможно). Проблемой стали высокая вязкость, недостаточная текучесть такого рода охлаждающей жидкости при низкой температуре, недостаточная термоокислительная стабильность. Гонять такой “кисель” по каналам системы охлаждения и трубкам радиатора – для водяного насоса задача не из простых.
Жидкости на основе глицерина используются в основном в системах отопления,
Антифризы солевые. Водные растворы солей, таких как хлорид натрия (поваренная соль) и хлорид кальция (кальциевая соль соляной кислоты). Моря и океаны не замерзают из-за содержания в них соли. При добавлении в воду 25% обычной поваренной соли, эта вода не будет замерзать при низкой температуре до минус 20 °С, при 30 процентном содержании соли в воде, она не замерзает и при минус 55 °С, а приблизительно 30 % хлорида кальция – до минус 48 °С. Но при таких вариантах происходит коррозия металла – радиатор для использовании солевых растворов нужно делать из золота, серебра или металлов платиновой группы! Но радиатор как правило сделан из алюминиевых, медных и латунных сплавов и при постепенном испарении (выкипании) воды соль остается на стенках и вызывает коррозию, гораздо большую, чем растворённая в воде. При этом надо учитывать и то, что при повышении температуры, коррозионные свойства соли увеличиваются.
Антифризы спиртовые. Все виды спиртов имеют низкую температуру замерзания, но не обладают свойством этиленгликоля понижать температуру водных растворов. В настоящее время применяются не для охлаждения двигателей внутреннего сгорания а, для пневмотормозов, стеклоочистительных жидкостей…. Не разбавленный одноатомный спирт (метиловый, этиловый, изопропиловый) имеет более низкую температуру замерзания, чем разбавленный водой. Одноатомные спирты являются горючими жидкостями, имеют низкие температуры кипения (65 – 85 оС), повышенную коррозионность, высокую пожароопасность по этому для охлаждения двигателей автомобилей не применяются!
Антифризы гликолевые. Подавляющее большинство автомобильных антифризов, выпускающихся во всём мире, созданы на основе моноэтиленгликоля, существуют так же охлаждающие жидкости на основе диэтиленгликоля, триэтиленгликоля. Исключительно важным свойством этих жидкостей является их способность понижать температуру замерзания водных растворов. При разных соотношениях воды и этиленгликоля получается раствор с разной температурой замерзания от минус 0 до минус 70°С. Водные растворы этиленгликоля не расширяются при замерзании и не образуют сплошной твердой массы, в отличии от воды, а превращаются в кашицеобразную рыхлую массу, объем которой больше первоначального объёма равен нулю, по этому исключается разрыв радиатора.
Все современные автомобильные охлаждающие жидкости (равно «Антифриз», равно «Тосол» – это все лишь частные названия охлаждающей жидкости, в дальнейшем – ОЖ) состоят из этиленгликоля, воды и присадок. В редких случаях вместо этиленгликоля используют менее токсичный пропиленгликоль, но такие антифризы не получили распространения из-за дороговизны этого компонента и из-за ухудшения теплоотводящих свойств жидкости. Базовые компоненты – вода и этиленгликоль – составляют 93-97% объема жидкости, остальное – присадки.
SHARE: |